В рай – толпой. Социальные группы в нашей жизни.

Почти все из нас относят себя к тому или иному сообществу, культуре, субкультуре или группировке. Что заставляет нас причислять себя к какой-то группе? Почему мы редко бываем самодостаточны и тяготеем к навешиванию ярлыков?

Проведенный американским психологом Е. Юбэиком анализ позволил ему выделить такие основные виды классификации социальных групп:

  • на основе этнической или расовой принадлежности;
  • на основе уровня культурного развития;
  • на основе типов структуры, существующей в группах;
  • на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
  • на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
  • на основе различных видов связей, существующих в группах;
  • на других принципах.

К этим типам, в целом, можно отнести любые группы – от “эмо” до “свидетелей Иеговы”. Там, где очевидной принадлежности к группе нет, люди начинают их выдумывать: общество анонимных собаководов, клуб любителей прогулок по кладбищам, и так далее.

Социальные сети стали в этом смысле настоящим взрывом инстинкта социализации. Теперь стало возможным найти и вступить в некое сообщество без каких-либо проблем, за несколько минут. Десять, пятьдесят, сотня клубов “ВКонтакте” у одного юзера. Бывает ли он во всех этих сообществах, действительно ли они ему нужны? Или, начав социализироваться, остановиться уже сложно?

Клубы владельцев определенных марок машин, любителей и ненавистников того или иного стиля музыки, общества по политическим и религиозным убеждениям, собрания фанатичных вегетарианцев и упертых мясоедов. Социологи и психологи занимаются исследованием социальных групп постоянно, но делают они это с позиции изучения существующего а-приори явления. Мало кто задается вопросов – а нужно ли нам это, и как избавиться от стремления социализироваться двадцать четыре часа в сутки?

Ведь, если подумать, явление это происходит от одиночества индивидуума в обществе. Ему необходимо, выражаясь языком социологии, создать промежуточное звено между “Я” и “Общество” – звено “Подгруппа”, которое объединит его с такими же, как он, по тому или иному признаку. Набрав множество групп, можно объединиться с теми, кто любит такую же музыку, ездит на таких же машинах, верит в такого же бога и любит таких же женщин. Тогда жизнь станет чуть проще, потому что вокруг будет много “таких же” людей.

Избавиться от тяги к социализации – значит однозначно выйти из своей зоны комфорта, а после этого – начать прокладывать собственный путь, не облегченный коллективными целями и ценностями. Ведь толпой, как известно, в рай не пускают.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>