Система ценностей, или эпоха героев.

Принято считать, что золотой век всегда был в прошлом. В наше время в западной цивилизации под определение золотого века человечества попадает греческая античность, индийская древность, наверное, отчасти культура древнего Китая и Японии. Может быть, еще некоторые страны, от которых остались прекрасные произведения искусства, памятники литературы и кладези сакральных знаний.

Самое смешное, что в этих самых памятниках золотым веком называется более ранний период, а современность зовется эпохой распущенности, порочности, попирания грязными ногами священных догм и далее по тексту. Почему так происходит?
Видимо, правда в том, что золотого века никогда не было. Не было чудесного времени, когда все было хорошо, а потом утонуло в пучине невежества.

Индийская “Махабхарата” поражает своей кровавостью и жестокостью. От изложения сюжета затянутого боевика ее отличает прекрасный, высокопарный слог, а также то, что герои время от времени ужасаются происходящему и хотят мира. Дальше желания дело не идет. “Я больше не могу перенести зла и жестокости, без коих не обойтись царю на престоле. Лучше я откажусь от пищи и уморю себя голодом, чем буду продолжать причинять зло людям” – говорит царь Юдхиштхира, правитель победившего в жуткой кровопролитной войне, описанной со всеми натуралистическими деталями, клана Пандавов.

Царь хочет удалиться в леса и закончить свою жизнь отшельником, но его удерживают приближенные. Тут к нему удачно заходит святой старец и рассказывает о том, что в горах Гималаях спрятано много золота и драгоценностей, и экспедиция за ними оказывается удачной. Тут все меняется, как в Объединенных Арабских Эмиратах, когда нищие ловцы жемчуга из деревни на краю убогой пустыни вдруг нашли нефть. Царь на радостях отправляет военачальника Арджуну по обезлюдевшей после войны стране, завоевать еще несколько народов и вырезать недовольных, и попутно приносит в жертву три сотни животных и закатывает пирушку для окрестных властителей.

Чем характеризуется историческая эпоха, вызывающее у народонаселения чувство благоговейного трепета? Пожалуй, большими войнами. Чем больше народу погибло, тем лучше. Потом – культом силы и соответствующими героями. Кроме того, ореолом магического и божественного, постоянно присутствующего в книгах про этих героев. Геракл, Бхимасена, Арджуна, Персей, Миямото Мусаси и другие.

Все они были совершенно безжалостны, аморальны, эгоцентричны и лишены всяких добродетелей, кроме так называемого кодекса воинской чести, который, в общем-то, везде похож. И именно поэтому они были героями.
Кто назовет золотым веком время Альфреда Нобеля, или супругов Кюри, или Льюиса Кэролла, или на худой конец Махатмы Ганди? А Пирогова, великого хирурга и основателя анестезии, кто его сейчас помнит? Это забывается. А истории о войнах живут вечно.

Недаром “продвинутые” западные деловые круги считают своей настольной книгой “Искусство войны” или “Гхагават-Гиту”, или на худой конец Ницше. Поверхностная мораль этих книг – есть оправдание любому деянию сильного. Или – “в войне все средства хороши”, а “победителей не судят”. Более глубокую мораль раскапывать мало кто берется, потому что притягательные громкие слоганы лежат как раз на поверхности.

Где-то на краю информационного поля планеты витают чьи-то тихие слова о том, что в слабости настоящая сила, а в силе великая слабость, но чтобы понять эти слова правильно, нужно нечто больше, нежели сакраментальное “всех убью, один останусь”, сквозящее в истории всех, кому испокон веков поклоняются люди. Это слишком сложно для понимания на этом уровне сознания.
И продолжается творение кумиров, творящих кумиров, в свою очередь творящих кумиров.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>