Интернет-бизнес – время для одиночек: от сложного к простому.

Интернет-бизнес когда-то был доступен каждому желающему. В то время как на Западе уже вовсю вкладывались миллионы в пузырь доткомов, который затем лопнул, в СНГ Интернет был неразвит, пользователи были неискушенными, а их запросы – простыми. Именно тогда, в конце 90-х, заработали состояние самые умные одиночки, одни из которых сейчас владеют крупными корпорациями и ходят с личной охраной, другие живут где-нибудь на далеком побережье, а третьи и вовсе пропали с горизонта событий.

Кто на чем. Одни на порнографии, причем в основном на американский рынок – в 90-е это было дело простое и ненапряжное: сделал несколько галерей или один платный сайт с ворованными картинками, и доллары текут в карман сами. Другие на обмане доверчивых пользователей: да, СМС-обманы есть и сейчас, но насколько они усложнились и, можно сказать, обогатились духовно по сравнению с тем, что было тогда. Пользователь кликал на всем, что двигалось, и платил везде, где было написано “заплати”. Бесчисленные эксплойты, вирусы и кодеки множились, как кролики, а поисковая оптимизация была проста, как правда. Странно даже подумать об этом сейчас, с высоты полета прожженных оптимизаторов и продвинутых поисковых систем. А тогда ссылки даже не покупали, ими просто менялись, по нелепой сейчас схеме А-Б, то есть я на тебя, а ты на меня. И работало! Сайты выходили в пустующие еще топы поисковиков, люди в условиях дефицита жадно цеплялись за эти сайты, и платили, и платили.

Потом Интернет стал гораздо умнее и сложнее. Появилась концепция пользовательского контента – форумы, комментарии в блогах, торренты. Люди стали принимать непосредственное участие в формировании чужих сайтов. Стали популярными социальные сети, некоторые – развившись из университетского стартапа, некоторые – в нужное время и в нужном месте стырив чужой функционал. Алгоритмы поисковых систем со временем стали комплекснее, и, чтобы вывести свой сайт в топ, мало было просто поменяться ссылками с соседом. Так развились биржи контекстных ссылок, статейное продвижение.
Хитрые схемы покупки ссылок стали настолько сложными, что поисковые системы сами окончательно запутались и стали один за другим выпускать “карательные” алгоритмы, понижающие в выдаче те или иные сайты за злоупотребление покупными ссылками и “трюками” внутренней оптимизации.

Но беда была в том, что системы эти действовали как российская полиция – они и вправду наказывали мелких нарушителей, убирая тем самым какую-никакую конкуренцию настоящим монстрам, крупным игрокам, которые, в силу своих огромных оптимизаторских бюджетов, довели эти злоупотребления до крайности. Теперь одиночкам в Интернет-бизнесе стало очень сложно. Порог вхождения стал значительно выше, все очевидные отрасли бизнеса оказались занятыми, и одному вебмастеру, без команды и больших бюджетов, выжить стало практически невозможно, за редкими, подтверждающими правило исключениями.

Потом все более и более усложнялось, и… в какой-то момент вдруг рухнуло. В конце 2013 года Яндекс объявил о грядущей отмене ссылочного ранжирования для коммерческих запросов. Это значило, что отныне по запросу “купить валенки” будут выдаваться не те сайты, которые купили больше всего ссылок с текстом “купить валенки”, а те, содержимое и социальные профайлы которых, по мнению Яндекса, ближе всего к валенками и их покупке. Принималась во внимание и структура сайта – она теперь должна была быть организована по ГОСТу и фэн-шую впридачу, с контактами и юридической информацией, микроразметкой, обязательной связью с социальными профайлами, быстрой загрузкой страниц и прочими якобы естественными атрибутами хорошего сайта.

Появилась в Интернете и давным-давно существующая в оффлайне концепция узнаваемости бренда. Те сайты, чьи социальные профайлы оказались наиболее развитыми (и при этом развивались гармонично и как бы естественно), получают более высокое ранжирование, чем те, чьи владельцы социалками не озабочены. Причем, это касается и Яндекса, и Google. На верхних строчках в выдаче мирового поискового лидера все чаще оказываются не сайты, а видео из Youtube; не страницы, а профайлы Facebook. И все внезапно стало проще.

Ведь что такое сайт большой компании? Это отдел, где сидят сотрудники, целый офис, который занимается Наполнением и Продвижением. Девочки за 15 тысяч в месяц пишут тексты, а мальчики за 20 тысяч – покупают ссылки на Sape. Еще одна девочка, уже на частичной удаленке и за 25 тысяч в месяц, ведет блог и социальные профайлы и делает то, что на пластмассовом казенном языке называется “связями с Интернет-общественностью”.

Естественно, все это мало интересно реальным пользователям, которые хотят живого языка, интересных тем, ярких картинок и интерактивности. А между тем поисковые системы учитывают “лайки”, то есть наиболее короткий (куда уж короче?) способ выражения своей симпатии к контенту, и ранжируют сайты в зависимости от их количества и квази-естественности появления. Получается, что, будучи не в состоянии анализировать семантическую базу длинных, настоящих отзывов, поисковики стали учитывать то, что не требует никакого анализа. Просто “Мне нравится”, одинаковое и у дурака, и у гения, и у человека, и у бота…

В реальности, тот же сайт с его ВКонтактом могли бы вести два или даже один человек с парой подчиненных ему контент-менеджеров. Но у большой компании все масштабное. Обычно там сидит пожилой большой папа, весьма далекий от Интернета (средний возраст руководителей среднего и крупного бизнеса в России – 50 лет). Папа не понимает, что теперь, чтобы продавать тот товар, который его компания производит, надо постить в Интернете… смешные картинки и прикольные коллажи из своих товаров с подписями. Ну бред же! Сталина на вас нет, – ностальгически ругается большой папа и, слушая увещевания продвинутых коллег, увеличивает финансирование Интернет-отдела еще на 100 долларов в месяц. Много ли надо денег на смешные картинки…

Вот и получается, что сейчас – самый лучший период для одиночек. Сейчас люди, интересно пишущие и следящие за тенденциями Интернета, могут обойти крупные неворотливые компании с миллионными бюджетами, которые не видят реальной связи содержимого своего ВКонтакте и количества нажатий на кнопочку “купить” в своем Интернет-магазине. А время не стоит на месте, и побеждает быстрейший.

1 комментариев

  1. Anna

    … и нужны еще для продвижения сайта и его профиля в ВК и дизайнер, и суппорт-менеджер, и привлечь бы еще лидеров мнений …
    Смешно, грустно, а на самом деле правда.
    Спасибо вам за статью, с одной стороны грустно, потому, что понимаешь, что таких ресурсов и возможностей как в большой компании нет, а с другой стороны очень вдохновляет последний абзац.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>