Коммуникации будущего: предположения

К чему мы идем сейчас, общаясь в социальных сетях – кто-то больше, а кто-то меньше? Изменила ли на самом деле что-нибудь в нас самих сетевая “глобализация”, позволившая каждому высказывать свои мысли для всех, и всем видеть каждого?

Сознательно отбросим тему о полезности или вредности социальных сетей, об опасном содержании, злоупотреблении “Вконтакте” и тому подобных банальностях – об этом много сказано без нас. Полезно ли или вредно оружие? А огонь, самолеты; пища, которую мы едим? Все это (кроме “макдоналдс” – он абсолютное зло) – лишь инструмент, который приобретает ту или иную окраску в зависимости от того, как им пользоваться. Моральные оценки “Вконтакте”, “Facebook” или “Netlog” неуместны уже потому, что сети эти стали явлением не просто массовым, но стихийным, а, значит, знак плюса или минуса всецело зависит от личности пользователя.

Но это все мы знаем и можем наблюдать в своей ежедневной практике. А что будет дальше? К чему мы идем, кроме третьей волны кризиса и легализации гей- парадов?
Три-четыре года назад было широко распространено и модно понятие “Веб 2.0”, обозначающее последний виток развития сети Интернет, когда пользователь может не только воспринимать, но и создавать информацию. Сегодня пользователь может не просто создавать информацию в реальном времени, но и создавать ее в реальном времени совместно с другими пользователями (многочисленные “вики” проекты, коллективные блоги, вебинары и многое другое). Дальше информация сможет создавать сама себя, а потом, говорят, наконец избавится от пользователей за их ненужностью.

Социальные сети сегодня используются не только для развлекательного общения. В западном мире, как известно, при приеме на работу работодатель смотрит профиль претендента в социальных сетях. Если претендент не сидит в социалках, его на работу не берут, а берут на учет в национальной службе безопасности. С помощью социальной сети Linkedin пользователь может создать свое профессиональное портфолио, общаться с коллегами в разных странах и даже найти работу или сотрудников. Распространены узкоспециальные социальные сети для различных групп пользователей – от кулинаров-любителей до фанатов компьютерных игр.

Все чаще вместо обмена телефонами люди предлагают найти себя в социальных сетях. Социальные сети начали заменять даже сайты мелких и средних компаний – те ограничиваются группой ВКонтакте. Собственный сайт, со всеми затратами времени и денег, необходимостью своего сервера и обслуживающего персонала, уже не нужен – у ВК есть и готовая аудитория, и необходимый функционал. Остается только внести нужные данные…

Основными отличительными чертами пользователей социальных сетей являются обычные человеческие качества, которые и предопределили популярность этого вида сообществ:

- стремление образовывать сообщества (группы) и причислять себя к ним,

- стремление рассказать о себе и своих взглядах/увлечениях как можно большему количеству людей,

- стремление получить оценку (рейтинги, “лайки”, комментарии) от максимального количества людей, необходимость “быть принятым”.

Исходя из этих тезисов, что мы можем предположить о ближайшем будущем?

  1. Социальные сети будут все более активно агрегировать Интернет-контент. Популярность фотохостингов, блогохостингов, форумов, файлообменников будет уменьшаться. Дольше всех продержатся тьюбы, возможно, они видоизменятся и останутся в будущем. Однако, всё, что содержит персональные блоги, картинки, возможности для общения, для обмена музыкой, взломанными программами и другими полезными файлами, даже Интернет-магазины – будет поглощено социальными сетями, имеющими в своем интерфейсе соответствующие функции.
  2. Социальные сети намного более тесно интегрируются с реальной жизнью. Возможно, эксперимент ВК с введением своих электронных денег повторится, и на этот раз такими деньгами можно будет расплачиваться в оффлайн магазинах с помощью дебетной карты ВКонтакте. Начисление заработной платы на социальный аккаунт сотрудника? Наверняка. Теперь, если вам опять задержат зарплату, вы сможете доказать это всем своим виртуальным друзьям наглядно.
  3. Подавляющее большинство онлайн (а может быть, и оффлайн) сервисов введет единую систему авторизации. То есть регистрироваться на новых сайтах, чтобы купить билет на самолет или заказать пиццу, будет уже не нужно. Входите в социальную сеть, кликаете на соответствующий раздел услуг, выбираете из каталога компаний и делаете заказ. Деньги, адрес доставки, телефон – все это уже есть у вас в профиле, и большой брат все это видит. Вопрос, что станет с Интернет-поисковиками, если необходимость поиска по всей сети будет снижаться с централизацией контента в социалках, остается открытым.

Хорошо ли это? Плохо? Унификация, абсолютная гласность, отсутствие анонимности (больше не потроллишь на форумах), создание подлинного единого информационного пространства. Это – никак. Всего лишь логически закономерное продолжение развития человеческого общества. А время покажет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>