Крик снежного барса. Горный поход, Кыргызстан, июнь 2014

Уже незадолго до похода мы всё ещё колебались. Была альтернатива: взять машину и поездить по стране, повидать десятки красивейших, уникальных мест, которые чудом сосредоточены в таком количестве именно там – в Кыргызстане. Практически вся страна состоит из горных хребтов, поэтому это тоже был бы своего рода поход. Был бы – да не совсем.

Нужной машины не нашлось, и я совершенно об этом не жалею, потому что благодаря этому стечению обстоятельств мы пустились в пеший подъём на высоту 3800 метров. Маршрут лежал из города Каракол на восточном берегу Иссык-Куля. Мы должны были подняться до базового лагеря “Приют Сирота”, затем до высокогорного озера Ала-Кёль, потом перейти через перевал и спуститься в ущелье Алтын-Арашан, откуда и добраться до села Теплоключенка. И вот как это было.

Внизу природа была гостеприимной, дышащей свежестью. Вокруг стояли Тянь-Шаньские ёлки, как в настоящем лесу. Впереди маячили горные вершины. Мы настраивались на поход, пили воду из речки и мучали встречных альпинистов вопросами, как далеко и сколько идти.

Оттуда, из низин, было ещё сложно представить, что будет впереди. Однако я уже не мог оторвать взгляда от облаков, зацепившихся за вершины, блестевших на ярком свету ледников и самого солнца. В горах солнце совсем другое: яркое, жгучее, опасное.

Благодаря помощи какого-то местного дядьки мы не прошли мимо, а свернули на правильный мостик. Это была дорога на “Приют”. Она шла речь настоящий лес со мхом, соснами и поваленными стволами деревьев. Пока мы обедали, сидя на поваленном ветром дереве, мимо пробежали два чеха, идущих в том же направлении. Кто знал, что нам затем предстоит встретиться в бишкекском аэропорту – они улетали домой в тот же день, что и мы. Очередное неслучайное совпадение, каких в горах множество.

Всё чаще стали попадаться не зелёные тропки, а нагромождения больших камней, по которым приходилось пробираться. В такой местности бывает сложно держаться тропы, поэтому она отмечена пирамидками из камней. В дальнейшем эти пирамидки были единственным, на что мы ориентировались в пути. Пройдя одну пирамидку, уже искали взглядом следующую.

Возле лагеря нам повстречался сурок. Жирный, упитанный и сонный, как водится.

А когда мы поставили палатку, оказалось, что мы находимся в эпицентре обитания белки. Белка носилась вокруг, но далеко от палатки не отходила. Когда мы начались прикармливать её орехами, белка поняла, что оказалась в правильное время в правильном месте.

Вырезанные изображения в “Приюте Сирота”. В целом, это даже сложно назвать лагерем. Полянка, на ней хижина, вокруг ровное место для палаток. И самое сложное – впереди. Именно там мы впервые услышали басовитое мяуканье снежного барса. Он кричал откуда-то с гор, но разглядеть его мы не смогли, как ни старались.

После долгого подъёма мы добрались до вечных снегов.

Тут пошёл дождь с градом, пришлось облачиться в дождевики.

Откуда-то оттуда, снизу, мы и пришли.

А вот НА НИХ я смотрел 15 минут, прямо туда, и не видел их в упор. А потом вдруг, одномоментно, увидел. Горные козлы – козероги. Они грациозно играли друг с другом на каменистом плато, вставая на задние лапы, как геральдические единороги. Горные козлы (как и горные бараны – архары) очень хорошо маскируются, их трудно заметить. Они живут только высоко в горах и боятся лишь снежных барсов.

После трудного подъёма мы наконец-то добрались до Ала-Кёль, в переводе – Пёстрого озера. Это волшебное озеро до сих пор остаётся где-то в глубине души, время от времени напоминая о себе. Уж очень оно прекрасно. Нечеловеческое, какое-то чуждое людям, тихое, бездонное.

Облака здесь летают, как у себя дома.

Когда мы пришли к Пёстрому озеру, шёл град. Градины были большие, размером с горошину. Всё вокруг намокло, грязь стала топкой, нужно было срочно ставить палатку и греться в спальниках. Было холодно. Озера встречало нас неприветливо.

У самого берега сквозь идеально прозрачную воду видны камни. Затем они пропадают. Дна просто нет – словно там бездна.

Горячая вода и пища – единственное, чем можно в конечном итоге согреться в таком холодном месте. Примус спасал нас много раз.

Конечно, на такой высоте нет альпийских лугов. Цветов и вообще растительности там меньше, и она другая.

Здесь я первый раз в жизни увидел эдельвейсы – цветы, которые растут только в горах, причём на определённой высоте. Эти невзрачные цветы очень красивы и непохожи на все остальные.

Вечер на Пёстром озере наступил быстро. А ночью начал кричать снежный барс. Здесь его крик воспринимался совсем иначе, чем в “Приюте”. Он был таким близким, нечеловеческим, в чём-то и угрожающим. Становилось не по себе. Я точно знал, что барс на нас не нападёт, ему это просто не нужно, но ощущение всё равно оставалось очень странным. Барс кричал довольно долго. Как нам потом объяснили – призывал подругу…

На следующее утро, в пять часов, мы собрались и вышли. Нам предстояло обойти озеро по периметру, параллельно поднимаясь всё выше и выше, на перевал. Путь лежал по сыпухе, бесконечному оползню мелких камешков, по которому пролегала едва различимая тропа, отмеченная тут и там пирамидками. На высоте 3500, где находится Ала-Кёль, уже становится значительно сложнее дышать. Лёгкой головной болью давала знать о себе горная болезнь, к счастью слабая. Перерывы в восхождении на то, чтобы отдышаться, приходилось делать каждые пятьдесят метров или чаще. Сыпуха была однообразна и утомительна. Но вершина перевала становилась, тем не менее, с каждым метром всё ближе. Вокруг были снежные пики…

И – вот она, вершина! Самая высокая точка нашего похода. Самая большая пирамидка наверху :-)
Вокруг – незабываемый вид.

С другой стороны был сплошной оледенелый наст, по которому нам предстояло сойти. А как выяснилось – скатиться, пытаясь тормозить руками и ногами, и в основном воплями.
Сотня метров была преодолена за каких-нибудь двадцать секунд, и вот мы в ущелье.

Теперь оставалось пройти около 15 километров до ущелья Алтын-Арашан, и мы пустились в путь.