Про атрибутику в йоге

Задумался о том, сколько мы всего несознательно заимствуем с Востока. К нам оттуда пришло множество физкультурных, философских и духовных систем: йога, ушу, тай-чи, цигун и другие. И, заимствуя их, мы взяли и уйму символики. Ну какой йога-центр не разукрашен Ганешами, надписями на санскрите и прочими атрибутами индуизма? Неужели среди посетителей много индуистов? Нет, просто символика перешла вместе с системой. Помогает ли она как-то в изучении йоги? Вряд ли. Чтение первоисточников никак не связано с символикой, мы ведь не украшаем дом изображениями электронных орбит и шестерёнок, постигая Западную науку. И портреты Нобеля, Кюри, Попова – не вешаем на стенку. Даже в голову не приходит. И на Востоке люди тоже так не делают.

Конечно, следует делать различие. Когда мы поём мантры или приветствуем учителя сложенными перед грудью руками, входя в зал занятий ушу, это часть практики, настройка. А когда увешиваем стены портретами индийских божеств, которым никогда не поклонялись, и гуру, у которых никогда не учились – это декорация. А занятия под как бы индийскую музыку в электронной аранжировке – это весело, прикольно, но ведь отвлекает и не даёт сконцентрироваться на своих ощущениях, что есть один из столпов успешной практики и вообще йоги: это и дхарана, и дхьяна – сосредоточение и концентрация.

Моё мнение таково, что декорации скрывают настоящую суть системы. Да, хорошо, когда зал для тренировок оформлен красиво и приятно – почему бы не посадить там цветы и деревья, не повесить на стены ненавязчивые пейзажи природы, не поиграть с цветовой гаммой и приятными глазу и коже материалами интерьера?
Сама по себе внешняя атрибутика ничего страшного в себе не несёт. Но она зачастую подменяет собой внутреннюю работу. И вот это может быть опасной ловушкой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>