Путешествия – дорога в новый мир

В романтичные и манящие многих Средние века чужаков любили и привечали. Они пользовались успехом у женщин, их побаивались, за ними украдкой подсматривали в замочную скважину и дивились чужим обычаям и манерам. Чужак был олицетворением того, большого мира – мира, который большинство людей в своей жизни так и не видело. Ведь чужак в Средние века – это человек из мест, лежащих чуть дальше, чем соседняя деревня.

За оградой села когда-то начинался другой мир, неизвестный и таящий в себе опасности. Недаром парни из соседней деревни для местных девушек были намного интереснее, чем свои, за много лет жизни бок о бок опостылевшие до коликов. Многие ли выходили за всю жизнь за эту ограду дальше, чем на пару миль за грибами? Ведь даже в народных сказках для Маши или Ивана всё недоброе, пронизанное злым волшебством, загадочное и пугающее – начинается тогда, когда они выходят за плетень в соседний лес.

С развитием городов (а также в предшествующие Средним векам, золотые времени античности) эта черта отодвинулась, сознание среднего горожанина стало чуть шире. Добавилась (а вернее, вернулась вновь) национальная идентификация. Для француза 15-го века англичанин или итальянец – это нечто понятное, немного туповатое и неотесанное, не знающее даже французского языка, но все же знакомое и родное. Перс, индус или китаец – это уже пришельцы из краев, где, говорят, живут люди с песьими головами, которые съедают на обед по пачке христианских младенцев.

Затем горизонт снова расширился. Настала эпоха великих географических открытий, а затем и колониальных завоеваний. Люди в Европе узнали, что бывают другие цвета кожи, иные культуры и представления о мире. И эти иные представления надо было немедленно искоренить! Ведь человек был все так же ограничен рамками собственных культурных представлений и этнических или национальных особенностей. Госудаственные интересы такие взгляды всячески поощряли – и потек поток миссионеров, цивилизаторов, колонистов.

Железный занавес был, пожалуй, апофеозом современного средневековья, когда человек, живущий в двухстах километрах, но уже по ту сторону границы, априори рассматривался как враг, чужак, подозрительный элемент. Диктатура старательно навязывала средневековый менталитет народу – устаревшая догма о том, что мы живем в кольце врагов, и из всех правд наша самая правдивая…

Появился Интернет – и последние границы пали, но лишь в среде информационной, поэтому речь здесь не о нем. Речь – о путешествиях. Культура путешествий – даже моложе, чем Интернет. Осознавшие свое желание увидеть мир люди объединяются в сообщества, помогающие путешествовать без лишних денежных трат; появляются новые виды туризма, резко контрастирующие с ленивым пляжным отдыхом; в самых дальних уголках мира можно встретить туристов из противоположных уголков – и не удивиться этому.

Что за этим следует? В самых радужных перспективах – изменение сознания общества и существующих политических систем. Может ли система, делящая общую планету на клетки, огороженные колючей проволокой, продолжить функционировать в обществе, объединенном глобальной паутиной, где у каждого есть доступ к каждому? Ответ – да, может. Может до тех пор, пока, помимо факторов внешних, не изменятся и внутренние – пока для человека настоящим

домом станут не геополитические образования с флагами, танками и президентами, не конкретные культурные рамки (хоть они, несомненно, и продолжат иметь свою великую ценность) – а вся планета Земля, которая заслуживает нашей любви значительно больше.

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>