Ум новичка и ум эксперта

 

Иногда, когда читаешь умствования взрослых, образованных людей, каждый из которых на все сто процентов уверен в собственной правоте и преисполнен священного гнева в отношении всех остальных, вспоминается фраза, прозвучавшая в фильме Андрея Тарковского “Солярис”: “Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным”. В противном случае получается перекос.

Разум и образованность без должного уровня личного развития и нравственности? Желчность, мизантропия, огромное чувство собственной значимости, непримиримость к мнению других, склонность к однозначной оценке всего и вся.
Обратная картина – легкомысленность, наивность, простодушность – выглядит более отрадно для глаз. Ведь легковерность, пусть и приносит подчас неприятные минуты, не несет в себе изначального зла, в отличие от раздутого эго и напускного цинизма. А именно они, высмеивая любые проявления простодушия, направляют современный социум.

Понятия “ум новичка” и “ум эксперта” придумали давно, а их значения – стары как мир. Развиваясь и вырастая, ребенок стремится как можно скорее постичь не суть вещей, а их внешнюю оболочку – с тем, чтобы, точь-в-точь повторяя за своим отцом, с усмешкой говорить друзьям: “Я все знаю об этом”. Отец его повторял за собственным родителем, и так далее – через бесконечную череду поколений надутых экспертов. Уже после полового созревания к человеку, как правило, приходит всеобъемлющее чувство стыда – ему стыдно признаваться в незнании и в неумении – двух прекрасных музах человечества, ибо только они направляют прогресс. Вместо этого мы говорим “я не люблю” и “мне это не интересно”.

Чтобы взрослый дядя или тетя произнесли: “Я не умею, но хочу научиться”? C’est impossible, как говорят французы. Совершенно невозможно в одиннадцати из дюжины случаев. Куда чаще мы встретим до тошноты умное и образованное лицо, и фразу, приправленную презрительной усмешкой: “Мне это не интересно” – похоронный марш для нового знания, единственного, что придает подлинный смысл жизни человека.

Ум новичка оценивает вещи и явления с позиции ребенка, изучающего окружающий мир. Ребенок не боится показаться смешным, он не стесняется наивности, собственного незнания, не ждет упреков в необразованности, не дорожит чужим мнением о себе. Но на вопросы свои он, как правило, получает упреки в чрезмерном любопытстве. “Что такое солнце?” – спрашивает ребенок, желая получить знание о предмете. “Не спрашивай чепухи” – отвечает мать, которая владеет только информацией о форме предмета. Она – эксперт, не допускающий и мысли о том, что ей что-то неизвестно, и вкладывающий такое же презрение к любознательности в своего ребенка в самой грубой форме.

Ум эксперта застывает в стагнации, находя радость только в поучении других, ум новичка постоянно открывает что-то новое – потому что открыт любому новому знанию.
Какова практика ума новичка, простые упражнения, которые позволяют двигаться вперед?

Пожалуй, это – смотреть на новое, неожиданное и интересное, открыв рот и глаза (взаправду, широко).
Наверное, это – не подвергать вещи, суждения и людей оценкам до личного знакомства с ними, и даже после него.

Совершенно точно, это – постигать новое знание двадцать четыре часа в сутки. А если новое сделалось известным, искать другое новое знание, не забывая предыдущее и продолжая постигать его – никто не может знать всё ни об этом, даже самой крохотной, области знаний.

И прежде всего – улыбнуться, ведь это самый лучший способ получения знания, именно знания, о чем бы то ни было  :-)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>