Физики и лирики в йоге. Противоположности двух подходов.

Пожалуй, йога спровоцировала настоящую войну физиков и лириков. С одной стороны, ее воздействие на тело объяснимо и строго подчиняется законам физиологии. С другой стороны, йога – это не только телесные практики, она состоит из многих ступеней, некоторые из которых не могут быть приняты сторонниками материалистических теорий.

Чтобы понять, насколько разные подходы могут быть к пониманию йоги, необходимо прежде всего вспомнить, какую цель она изначально (то есть в первоисточниках) преследует, и какие этапы входят в настоящую йогическую практику.

Как вам наверняка известно, это:

  • Яма (правила социальной жизни)
  • Нияма (правила личного развития)
  • Асана (физические упражнения)
  • Пранаяма (дыхательные упражнения)
  • Пратьяхара (отвлечение от объектов)
  • Дхарана (контроль ума)
  • Дхьяна (медитация)
  • Самадхи (локальное, достижимое в реальные сроки просветление)

А еще есть шаткармы (очищающие процедуры) – наули, тратака, капалабхати, нети, басти, дхаути… Без них не стоит начинать ни одну практику пранаям, но, к сожалению, об этом многие забывают, занимаясь йогой для того, чтобы сбросить вес или получить хорошую растяжку.

Естественно, йога, адаптированная под западное общество – это прежде всего асана, остальные семь ступеней забыты или не рассматриваются. Оздоровительный эффект, даваемый асанами, неоспорим – причем так и неизвестно до сих пор достоверно, почему именно эти позы направляют кровоток и лимфоток так, что это дает мощный эффект на все тело человека. Выполняемые правильно и с выстроенным дыханием, асаны полностью меняют тело. Естественно, в свете такой результативности, йога стала повальным увлечением и модой, сделалась для многих чем-то вроде экзотического фитнеса. При этом основная цель йоги постулирована еще в древних текстах – это пробуждения сознания, подъем Кундалини. Все остальное, целительные эффекты – всего лишь побочное действие, закономерное, но не основное.

Как и любое культурообразующее массовое увлечение, вышедшее из андеграунда, йога породила субкультуру. Массы людей, с соответствующими склонностями характера, которые еще несколько лет назад бы ударились в андеграунд эзотерику или на худой конец бы увлеклись буддизмом, сейчас представляют “лицо” западной йоги, ее наиболее примелькавшуюся, “тусовочную” часть. Эта субкультура, на самом деле, – куда более привлекательная, чем многие другие. Йога и ее субкультура – одна из немногих, которые не учат своих адептов ничему деструктивному. Нет наркотиков, нет алкоголя, нет депрессивных настроений или экстремизма. Напротив – вегетарианство, объятия, улыбки, принцип ненасилия, разговоры о духовности в уютной тесноте питерской кухни… О, такая субкультура стоит того, чтобы существовать! Но не стоит забывать, что это всего лишь субкультура. Она возникла и исчезнет, исчезнет и массовый спрос на нее со стороны офисных работников, тусовщиков, неформалов и социальных изгоев, поп-звезд и шоуменов. А йога останется.

Она останется, и с ней ее постоянная “аудитория” – люди, которых заметно меньше, но которые и делают всю западную йогу, развивая ее и дополняя древнюю практику новыми практическими исследованиями и руководствами к действию. И среди таких людей я бы выделил тех самых физиков и тех самых лириков.

Физики подходят к йоге исключительно как к прикладному физкультурному направлению, на основе которого сформированы удачные комплексы разнообразных эффективных упражнений. Как правило, это асана и пранаяма, то есть физические и дыхательные практики. Именно эти две ступени йоги больше всего влияют на физическое тело. Они активно изучаются медициной, и спектр их воздействия очень и очень широк: от излечения всех болезней и до возможности без вреда для себя находиться неограниченное время голышом на лютом морозе.

При этом, физики яростно, фанатично отметают все остальные, духовные аспекты йоги. Ну как можно пощупать расширение тонкого тела? Какими приборами можно засечь путешествия во время сеансов йога-нидры? Для людей, обладающих техническим, системным мышлением, немыслимо само представление о том, что такие неизмеримые, недоказуемые, аксиоматичные понятия могут существовать. С одной стороны, именно таким “системщикам” мы обязаны раскрытием многих секретов йоги и ее поразительного влияния на организм. С другой стороны, от яростного неприятия духовных практик здорово попахивает фанатизмом.

“Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда”, – вот фраза, пожалуй, наиболее точно характеризующая отношение физиков к подобным вещам.

Некоторые из практик, покрытые когда-то налетом мистики и неразгаданности, сейчас действительно могут быть объяснены с сугубо научной точки зрения. Это, например, необыкновенно быстрый прогресс в растяжках при выполнении асан в состоянии концентрации, существенное увеличение теплопродукции в теле при занятиях пранаямой (тот самый индуистский жар-тапас – вот откуда он пришел), излечение от головной боли и повышенного артериального давления при выполнении перевернутых поз, и многое другое. Физики берут эти примеры и машут ими, как флагом: дескать, вот оно, вся йога объясняется наукой, а что не объясняется – так это просто наворотили мифов, чтобы пипл хавал…

Такой подход, хоть и дает свои преимущества, но искажает всю сущность йоги, убирая из нее самое главное – этическую составляющую. Противопоставляя свой системный подход “мифологии”, физики забывают про этику – и стоит ли говорить о том, что йога, давая им все преимущества соматического эффекта, не дает того смысла, который видят в ней лирики и эзотерики.

Другая крайность – это лирики. Вообще, на человека, пришедшего заниматься йогой, сваливается огромнейший, колоссальный объем информации – каждый преподаватель говорит что-то свое, а тут еще различные семинары, и методики, и популярная литература тоже не отстает, да что там, именем йоги называется даже новый ноутбук от компании Lenovo. Субкультура делает свое дело – каких только методик нельзя найти в сегодняшних йога-клубах! От классической хатха-йоги до так называемой “медитации буддийского креста”, от аштанга виньясы до песнопений под ритуальные барабаны с целью пробуждения спящих энергий. И уж совсем неясно растерянному ученику, кому верить, кого слушать, чем заниматься.

Йога – плодородная почва для любого вида мистификаций, религиозных доктрин, огромного сонма бесполезных практик с красивой оберткой, но без начинки внутри.  Как в далеких странах неискушенным белым туристам продают за большие деньги блестящие сувениры, которым грош цена, так и  западному обществу, с жадностью поглощающему сейчас все, что связано с Востоком, можно продать любое околоэзотерическое учение, и оно съест, за милую душу.

Наверное, выводом будет то, что к йоге и любым другим малоизученным направлениям подходить лучше системно, с умом, но не отрицая при этом тот факт, что есть вещи, недоступные пока для эмпирической проверки и досконального научного изучения. Как писал классик – я знаю только то, что ничего не знаю.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>