Хатха-йога: теория, практика и мифология.

Введение.

Мифов и расхожих мнений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции. Чем она только не представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной “испорченности”: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена. Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно ориентированной, другая – собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек. Происходило всё это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и её теорию, я смог расставить вещи по местам.

Терминология.

В первую очередь, когда у нас произносят слово “йога”, то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам). Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как “Хатха-Йога Прадипика”, “Йога-Васиштха” и “Йога-Сутры”.

Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых – это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с “индийским” интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается “настоящей духовной йогой”.

На самом деле, асаны – это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.

Оптимизация дыхания во время занятий и через это – в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги – всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счёт брюшного или полного дыхания, а также известного многим “дыхания Уджайи”, ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.

Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням – пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

Расхожие мнения и мифы.

Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые могут помочь нам лучше понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространённых мнения, хотя их намного больше. Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе А. Сидерского. Второй – когда я съездил в Индию. Третий – в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

Миф №1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий – это ещё не йога.

На самом деле, всё зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания – это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать в положение и продышать его – значит выполнить это положение.

Когда упражнение достаточно тяжёлое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нём и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать – и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит. Дыхание немедленно собьётся и вы упадёте. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). Асана – это ключ ко всей хатха-йоге.

Миф №2. Чтобы учить йогу по-настоящему – надо ехать в Индию.

В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная – индусы просто не могут понять, что белый человек не может с cамого рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме “благодаря” своей методике занятий. Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь раскладывать его по полочкам и осмыслять.

Чтобы раскладывать систему по полочкам – к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

Миф №3. В йоге не должно быть усилий и усталости.

Усилие без насилия – любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко – значит, в этом положении не происходит работы тела и сознания. В некоторых интенсивных методиках, например, йоге23 по системе А. Сидерского, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учётом дыхания и определённых последовательностей, в которых выполняются упражнения. На таких занятиях сильно устаёшь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль – это значит, что в данный момент вы что-то себе ломаете.

Глубина практики.

Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки. В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма – например, метроном или собственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символика – это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.

Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых “эзотеричных” преподавателей, так же как от “фитнес-тренеров”, предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу. Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить – источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать всё безоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана – она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени – самадхи.

Написано специально для журнала “Жить интересно”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>