Израиль, октябрь-ноябрь 2015.

Нас угораздило прилететь в пятницу вечером, когда уже настала суббота. С этой логической черной дыры мы начали свое второе путешествие в Израиль.

Тель-Авив, куда мы добрались из аэропорта на такси (поезда не ходили в связи с субботой) – город победившего велотранспорта. Более 70 км велосипедных дорожек и огромное количество велосипедных парковок, на которых можно было взять велики в прокат. Так мы и решили сделать. Автомат попросил вставить карту, затем бодро проглотил ее, снял сотню шекелей и выплюнул обратно. Велосипед он при этом мне не дал, и даже не поблагодарил за вклад в экономику Израиля.

Уже позже оказалось, что взять велосипед со стоянки этой компании можно только с помощью местной израильской банковской карты. Деньги мы так и не вернули. Что ж, я считаю это чем-то вроде штрафа за то, что мы так долго (ой-вэй!) не были на земле обетованной, а я – на своей исторической родине.

Большой парк в центре Тель-Авива. Городишко небольшой, но очень современный и приятный. И дорогой, зараза. Но это проблемы рубля, а не шекеля. На одной из больших зеленых площадок парка расположился лагерь местного аналога скаутов (или пионеров, кому как больше нравится). Детишки ходили в форме, пели песни-считалки и играли в разные игры.

Тель-Авивцы очень любят устраивать в парке пикники. Много людей бегало по дорожкам, ездило на велосипедах (хотя на протяжении всего путешествия зрелище велосипеда вызывало во мне приступы неконтролируемой злости, а перед глазами вставало грустное изображение бумажки в 100 шекелей).

Тель-Авив – самый светский и современный из больших городов Израиля. Отсутствие процессий из бородатых мужиков в очках и древних польских лапсердаках радовало глаз, да простят меня за нетерпимость и отсутствие либерального образа мышления. Современные жители Тель-Авива, особенно центральной и северной его части, весьма хорошо обеспечены (цены в городе примерно на уровне Сан-Франциско), в основном отлично говорят по-английски и… совершенно разные. Как и все люди. Поэтому ждать каких-то драматичных сходств характера у людей только по той причине, что они одной национальности, не стоит.

Многие говорят по-русски (русская репатриация в первом поколении, в основном). Некоторые – по-английски. Поскольку арабов в Тель-Авиве мало (ещё один плюс города), то арабской речи я не слышал. А вот ивритом я наслаждался – певучая, складная речь, почти рифмованная, как стихи или песня. Когда я сам говорю на иврите, получается какая-то смесь “Хава Нагилы” с “Во поле берёзка стояла”. Ну ничего, научусь.

Очень много кошек. В этом Израиль вполне может спорить с Турцией. Повсюду кошки. Нам объяснили, что первоначально их разводили в Израиле со вполне прагматичными целями: уничтожать местных опасных тварей, различных крыс, гигантских тараканов и ядовитых пауков. Но, смотря на этих кисок, не верится, что они настолько кровожадны. Наивно, но факт.

А это то, что произносят на еврейской свадьбе сразу после чтения молитв и прямо перед тем, как начать бить бокалы, плясать и морально разлагаться. Мазл тов!

Очень в духе Т-А. Мне понравилось. А ещё я только на второй день понял, в чём заключается странность. Идя вдоль шоссе, я не чувствовал запаха выхлопных газов, а на тротуаре почти не было сигаретного дыма. Моя сестра, живущая в Тель-Авиве, к слову сказать, жалуется, что там курят слишком многие. У неё аллергия на табачный дым. Что я могу ей ответить? “Приезжай в гости на постсоветское пространство – увезут на скорой, тогда и узнаешь, где много курят”? Как-то не по-братски.

Главная синагога города, между прочим. Сравните с главными соборами или мечетями. Вот те – да, сразу видно, что религиозные учреждения: любого раздавят многотонным авторитетом. А это? Продовольственный склад какой-то. Скромно.

Разный Тель-Авив. Погуляв по городу пешком (а он не такой уж большой, легко можно пересечь основную часть за несколько часов), могу сказать, что город классно спроектирован. Поскольку он совсем молодой и искусственный (не приходилось надстраивать новые дома, дороги и районы прямо поверх старых поселений, при это не разрушая старины, а потом ещё раз и ещё раз), можно лишь удивляться, насколько удачно придуман его дизайн. Удобные развязки, отличные парки, площадки, дорожки… Тель-Авив не может похвастаться красивыми зданиями или старинной архитектурой, не считая разве что входящего в его состав древнего города Яффо, зато он очень удобен для жизни. Хотя есть и недочёты: с моей точки зрения, в нём катастрофически не хватает уютных местечек, где можно выпить чаю и посмотреть изнутри в окно на дождь.

Да, извините, с дождями там не очень. Тогда мирно плавящийся асфальт за окном. Тоже ведь умиротворяет.

Местечки есть на центральных улицах. Например, на авеню Ротшильда. Там в кафе и ресторанах нет недостатка – причем почти везде есть вегетарианские опции, что неудивительно, учитывая огромный процент приверженцев преимущественно растительного питания в Тель-Авиве от общего населения города. И это тоже немудрено. Жратва в Израиле просто невероятная!11

Я хотел сказать, ассортимент продуктов в Израиле поражает своим разнообразием и пользой для здоровья. Всё-таки Средиземноморье. Очень вкусный хумус, свежие оливки, огромные сладкие финики, бесконечное разнообразие зелени и бобовых, спелые мягкие авокадо – собственно, в Израиле с его климатом и продуктами можно питаться одними салатами.

Плюс современность города и отсутствие укоренившихся шаблонов питания (хоть нация и древняя, страна очень молодая) способствуют развитию здоровой кулинарии.

Но закончим про еду.

Такие контейнеры для сбора пластиковых отходов на переработку были в Израиле ещё в 90-е годы. То есть тогда, когда этим вообще почти никто в мире ещё не заморачивался. И они стоят – как правило, изрядно наполненные – по всему городу.

Набережная Тель-Авива – особое место. С одной стороны её ограждает целая череда дорогих отелей, а с другой – нет, не ограждает, а открывает – Средиземное море. Оно прекрасно и всегда было таким. А какие там закаты.

Рай для пеших прогулок, пробежек и покатушек.

Хайфа. Та самая, которая работает, когда Тель-Авив гуляет, а Иерусалим молится. Город на семи холмах, порт пяти морей, мать городов русских… Нет, что-то лишнее.

Хайфа холмистая, занятая, достаточно низкая, более прохладная… и по совместительству главный морской порт страны.

Передвигаться по городу (впрочем, как и везде в Израиле) удобно на автобусах. Автобусный транспорт развит в стране очень хорошо. Однако, если хочешь, чтобы автобус остановился, нельзя просто встать и стоять у двери. В этом случае автобус просто проедет остановку, а вы так и останетесь стоять. Нужно нажать на кнопочку “стоп” в салоне, а уже потом просто встать и стоять у двери.

Аналогично, если вы ждете автобуса на остановке, желательно стоять поближе к дороге, а еще лучше вытянуть руку. Когда автобус остановится и откроет переднюю дверь, нужно быстро и без лишних сантиментов зайти в неё. Мы как-то стояли там, где остановилась средняя дверь, и пока разбирались, куда заходить, автобус уже уехал. В Израиле живут жёсткие парни, и приходится играть по их правилам.

Бахайские сады. Пожалуй, главная достопримечательность Хайфы. Религия Бахаи молодая, ей всего около 150 лет, родилась она в Персии. Если о религии можно судить по её храмам, то эта религия мне, пожалуй, по душе больше, чем многие. Сады действительно очень красивые, они дадут фору многим регулярным паркам в Европе и России. А учитывая, что они высажены на песчаной, неплодородной израильской почве, можно представить, какого труда стоило взрастить эту красоту.

Кстати, ещё один центр Бахаи – храм в виде лотоса – находится в индийской столице Дели. Внутри высокого храма с куполом стоят стулья. И всё. Нет ни алтаря, ни изображений, ни символов. Можно делать всё, что угодно, лишь бы это не мешало другим. Больше всего там хочется послушать тишину снаружи и внутри. В этом смысла Бахаи для меня – одна из самых приятных религий.

Вид с портика в Бахайских садах на улицу Хайфы. Вдалеке – морской порт.

В Израиле так много цветов и зелени – сложно поверить, что эта земля 70 лет назад была бесплодной пустыней. Каждый цветок требует особого ухода и технологичных методов ирригации, каждый парк не просто сохранён при вырубке, а специально посажен.

Хайфский городской пейзаж.

Немного Иерусалима. Всего пара фото. Зато могу сказать, что весь город построен из одного и того же камня – из того же, который использовался в древние времени для постройки Старого города, где и происходили многочисленные страсти, из-за которых люди вот уже пару тысяч лет сворачивают друг другу шеи. Впрочем, справедливости ради надо отметить, чтобы если бы не Иерусалим, они бы точно всё равно нашли повод.

Снова Тель-Авив.

Песчаная буря пришла в Тель-Авив, куда мы вернулись после Хайфы, неожиданно. Вероятно, не для метеорологов, но кто их слушает? Видимость резко упала, на зубах стал скрипеть песок, а местные службы здравоохранения призвали воздержаться от прогулок. Но у нас оставалось всего два дня в Израиле – что ж нам, из-за песочка теперь дома сидеть? В общем, плакали, кололись, но продолжали есть песок. Это было даже по-своему красиво.

А этот парень и вовсе не стал заморачиваться.

Ещё немного современного технологичного Тель-Авива. Солдат и солдаток в кадр как-то не попало, хотя они довольно фотогеничны. Охранников возле супермаркетов тоже запечатлеть не удалось, а жаль: на входе в каждый торговый центр, станцию или любое другое общественное место сидит охранник и досматривает входящих. Обязательно спрашивает: “Вы вооружены?” Если не понимаешь на иврите, показывает жестами, направив на тебя руку и сгибая указательный палец, при этом произнося “пуф! пуф!”. Говоришь, что не вооружён, тебя сразу пускают.

Расположенный узкой прибрежной полоской между агрессивными средневековыми режимами, Израиль оставляет впечатление очень развитого (куда ни плюнь, везде какие-то IBM и Intel – кто это вообще?), весьма своеобразного, очень сплоченного (незнакомые люди за тебя готовы чуть ли не подраться с другими незнакомыми людьми, проверял на себе, но об этом в другой раз), и при этом какого-то непостижимо трогательного государства. Даже милого. Цветы, кошечки, улыбающиеся девушки в форме, с макияжем и большим автоматом через плечо. Пусть жить там постоянно было бы, пожалуй, трудно, но туда хочется вернуться сразу после того, как садишься в самолёт.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>