Четыре с половиной истории про парк Люмпини и не только. Бангкок, Таиланд.

1. Бегуны.

Парк Люмпини (Lumpini Park) – самый большой в Бангкоке. Он, конечно, меньше Центрального парка в Нью-Йорке, но во многом его напоминает. В частности, здесь, как и в Центральном парке, по дорожкам проносятся не десятки, а сотни бегунов. На газонах Люмпини кое-кто занимается тайдзи-цюань и боевыми искусствами. На брусьях разминаются и растягиваются мужчины и женщины. По озеру в центре парка проползают катамараны. Вообще, Люмпини – это одна огромная спортивная площадка.

В 8 утра каждого дня толпа людей, как обычно, бежит по дорожкам и занимается на траве, как вдруг в воздухе разносится громкая музыка и звучит пронзительный свисток. Все, как один, останавливаются, словно кто-то нажал на кнопку паузы. Останавливаюсь и я вместе с остальными бегунами. Музыка, с хрипами доносящаяся из динамика, переходит в нестройное пение – это звучит гимн Таиланда.

Все стоят и ждут, пока закончится гимн. Замирают на дорожках бегуны. Останавливается, держа в руке бамбуковую палку, адепт какого-то боевого искусства – палка так и застывает в его вытянутой руке. По стойке смирно вытягиваются тайцы около брусьев. На лицах у людей нет ни раздражения, ни досады, ни, тем более, каких-то верноподданических чувств. Они просто стоят, то ли слушая гимн, то ли думая о чем-то своем.

Хриплые ноты гимна заканчиваются примерно через минуту, звучит свисток, и всё мгновенно возвращается на круги своя. Словно и не прерывалось. Бегуны срываются с места, бамбуковая палка продолжает свой плавный полукруг. Можно жить дальше.

2. Две культуры.

В мутной воде пруда в парке Люмпини кишит жизнь. Время от времени поверхность пруда вскипает рыбьими спинами и плавниками. Когда вглядываешься в глубину, то понимаешь, насколько водоём заполнен разнообразными существами – рыбами, черепахами… Наверняка где-то там плавают и огромные ящерицы – вараны, которыми знаменит этот парк. К пруду подходит семья: таец, его жена и маленькая дочка. Они достают пакеты со специальными чипсами для кормления рыбы и принимаются бросать еду в воду. Поверхность тотчас начинает напоминать кипящую воду в кастрюле, разве что не булькает. Брошенные куски исчезают в мгновение ока.

Когда чипсы кончаются, таец спокойно кидает пакет в воду и уходит вместе со своей семьей. Рябь подхватывает пакет, и он медленно движется к середине пруда… Видно, как несколько рыб пытаются схватить целлофан своей пастью, затем отпускают. Пакет плывёт ещё несколько секунд, и тут к воде подходит парень европейской внешности. В его руке сухая палка. Он дотягивается до пакета и подтаскивает его к берегу.

Мы переглядываемся. Это – случай индивидуальный, с участием конкретных людей. Но разницу в отношении к природе он показывает наглядно.

3. Коллективная гимнастика.

Часов в пять в одном из живописных мест парка Люмпини собирается большая толпа народа. Начинает громко звучать из динамиков бодрая ритмичная музыка, перед толпой встают на поребрик несколько ведущих, и начинается коллективная гимнастика. Все это напоминает дискотеку, только спортивного плана: люди повторяют за ведущими, машут руками, ногами, наклоняют корпус, прыгают, и все это под динамичное тынц-тынц. В ритм музыки одна из ведущих в микрофон кричит “Ооооо-ооо” или “Аааа-ааааа”. Она это делает в типично азиатской манере, с повышением интонации к концу слова… Кто слышал хоть раз – тот поймет.

На все это мероприятие тем более интересно, когда подходишь поближе. Во-первых, многие из делающих гимнастику улыбаются прямо в процессе тренировки. Во-вторых, там нет ощущения слаженной группы – это не то же, что танцевальный ансамбль или, к примеру, спортивная группа, где все делают одно и то же слаженно, стараясь попасть в ритм друг с другом. Здесь люди посматривают на ведущих, но в целом каждый из них сам по себе, и в то же время они все вместе.

Они производят впечатление не группы, а нации, целого народа, умеющего двигаться в унисон. Впечатление коллективности, в противовес нашей индивидуальности.

4. На странных берегах.

От парка Люмпини до другого парка, поменьше, ведет длинная широкая асфальтовая дорога, исключительно для пешеходов, бегунов и велосипедистов. Она занимает около двух километров. Дорога эта проходит над землей, на бетонных опорах. Под ней – улицы, перекрестки и даже полноводный мутный канал. По обеим берегам этого канала и даже прямо на мостках, перекинутых через него, живут люди.

Здесь, в центре сверкающего огнями современного Бангкока, можно увидеть жизнь тайцев до появления у них больших городов и развитой экономики. Хижины, сложенные бог знает из чего. Нехитрый скарб, хранящийся прямо на мостках. Запахи готовящейся еды, гниющих отбросов и сероводорода из канала. Возле домиков сидят люди – в основном пожилые, молодежь на работе. Эти люди очень живописны: лица их загорелые и морщинистые, глаза – совершенно не те, что у тайцев за рулем красивых машин или за стойками в супермаркетах.

И, странное дело, но все эти люди выглядят счастливыми. Это не такое щенячье счастье с постоянной улыбкой на лице, которое можно было бы заподозрить в лицемерии или ожидании подачки от туристов. Напротив, это спокойное выражение лица, которое легко переходит в открытую улыбку. Они пытаются говорить с нами по-английски, хотят помочь, отвечают на наши вопросы, улыбаются в ответ на “здравствуйте” и “спасибо” – два слова, которые мы выучили на их языке.

4,5. Сложная профессия.

В Бангкоке есть такая профессия – горе-помощник туристам. Выглядит это следующим образом. Вы идёте куда-нибудь по городу, особенно по туристическому району. Останавливаетесь, чтобы заглянуть в карту, и тут к вам подруливает приличного вида таец. Обычно довольно пожилой, в поношенном костюме. В последний такой случай таец даже нёс с собой пакет с печеньем – дескать, возвращаюсь домой к жене и детишкам, несу печеньки, никого не трогаю.

Эти тайцы участливо интересуются, не нужно ли вам чего. А откуда вы приехали? Как дела? Может, потерялись? Или помочь что-нибудь найти? Если вы хотите попасть к какой-нибудь достопримечательности, то как бы кстати оказывается, что она работает всего один день в неделю, и этот день – сегодня. Или что лодки к ней не ходят из-за праздников, но вот один причал всё же работает. В общем, только этот таец может помочь вам, причём задёшево, а то и вовсе бесплатно.

Естественно, работает всё семь дней в неделю, а лодки ходят круглый год. Но если вы поведётесь на эту уловку, таец отправит вас к своим людям, которые сдерут с вас втридорога. Да не столько в деньгах дело – никому ведь не хочется быть обманутым так откровенно и примитивно.

Отличительная черта этих тайцев – приличный английский и то, что они всегда сами подходят и начинают разговор с вами. Особенно второе. Остальные тайцы искренне готовы помочь, но начинать диалог первые не будут. Вот так-то.

1 комментариев

  1. Pingback: Новый Год. Неделя в Бангкоке. | Блог о саморазвитии и путешествиях Mindness.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>