Таиланд. Храмы Бангкока.

Начало про Бангкок здесь.

Храмы Бангкока – тема для отдельной статьи. Их очень много, и каждый по-своему интересен. Чтобы посетить их все, нужно как минимум несколько недель, и за то небольшое время, которое мы провели в Бангкоке, мы успели подробно посмотреть всего два, но зато каких: Храм Wat Arun и Храм Лежащего Будды.

Хотя, гуляя на лодке по Чао-Прайе и каналам Старого Города, мы видели ещё множество больших и маленьких храмов.

Храмовый комплекс Wat Arun очень немаленький. Арун – божество восхода солнца, и в этот храм принято приходить на восходе. Считается, что в это время дня он наиболее красив. Но даже тогда, когда солнце уже вовсю сияет на небе, храм производит величественное впечатление. Главную храмовую башню окружает огромное количество построек, буддийских ступ (не полых башен конической формы), статуй – и каждую из них можно рассматривать часами.

В Бангкокских храмам часто встречаются стражи – каменные статуи вооружённых воинов. Причём лица у них бывают совершенно разные: от суровых, похожих на японских самураев, воителей, до похожих на Конфуция хитрых мудрецов с заплетённой косичками бородкой. Уже позже я нашёл, что они действительно были привезены из Китая в 19 веке.

Поднимаешься на одну из башен Аруна – и видишь вдалеке новый Бангкок. Он кажется таким маленьким и незначительным по сравнению с этим грандиозным храмом. Но если бы городские высотки были здесь – уже храм бы превратился в карлика рядом с их десятками этажей. Хорошо, что старый город в Бангкоке берегут и пока что не застраивают ничем, что было бы выше храмовых комплексов.

В храмах Бангкока полно кошек. Это какой-то кошачий рай. Кошки спят на ступенях, разгуливают по двору, лазают по статуям. Они ходят повсюду с деловыми видом, будто всё время торопятся по важным делам. Странно, что их пока успевают отгонять от входа в сами здания, иначе мы бы наверняка могли увидеть молящегося кота-буддиста.

Сложно поверить, что все эти постройки, с изображениями, узорами, фигурами и орнаментами буквально на каждом квадратном сантиметре сделаны только руками людей. Неудивительно, что храмы строились десятилетиями. Я так и не понял, ассоциируются эти храмы для меня с буддизмом или нет. Буддизм – учение о простоте, чистоте, умеренном аскетизме. С этой точки зрения пышные культовые комплексы смотрятся странно. С другой стороны, буддизм – религия радости и освобождения. И вот тут узоры, статуи и даже кошки – очень хорошо подходят.

Знакомьтесь – нога Будды. Это Лежащий Будда в одноимённом храме, называемом по-тайски Ват Пхо. Полное название храма – “Храм Будды, ожидающего достижения нирваны”, что вполне соответствует его внешности. Я читал, что этот Будда впервые был найден на севере Таиланда, в окрестностях древней столицы Чианг-Май, и затем перевезён в Бангкок.

Огромный Будда возлежит со своей классической полуулыбкой на полу храма, который был построен вокруг него, то есть сначала был Будда, затем – храм. Что, в общем-то, логично.

На территории комплекса множество статуй странных животных. Некоторые из них мифические, некоторые имеют вполне реальные прототипы. Похоже, что эта кошка (опять!) вообразила себя поросёнком и решила напиться материнского молока.

В этом комплексе находятся около полутора сотен статуй Будды разных размеров. Все примерно в одной позе, но некоторые всё же отличаются деталями. Например, положением руки или её пальцев, а также кое-где выражением лица. Когда-то там были каменные скрижали с текстами из Рамаяны, но затем их увезли из-за того, что они портились на воздухе.

Таких фигур в храмовых садах множество. Их позы напоминают то ли танцевальные па, то ли асаны хатха-йоги. Некоторые из них в позах молитвы.

Между ступами стоят деревья а-ля бонсай. Вообще, что-то в этом есть японское: в этой аккуратности, выверенности положений тех или иных элементов комплекса, геометрии построек. Ступы строятся в честь различных событий: от дня рождения короля до религиозных праздников.

Человек зубной щёткой (!) чистит храмовые колонны.

Это монумент короля Таиланда. Король – священная фигура для тайцев, символ нации. Как-либо хулить короля в присутствии тайцев совершенно недопустимо, они смертельно обидятся. Кроме того, это запрещено законом. Король у них многогранный: он и пишет музыку, и рисует комиксы, и вовсю печётся о благе подданных. Во всяком случае, за время его правления экономика Таиланда значительно поднялась. Во многом, благодаря потоку туристов. Государственные перевороты внутри правительства не затрагивают фигуру короля. Король является защитником всех религий и социальных классов в стране. Было удивительно видеть его статуи, окруженные цветами портреты – словно он какое-то божество. Но затем я заметил в одном из храмов красивый портрет какого-то адмирала тайского флота 19-го века и понял, что для местных жителей высокие чины – не просто правящая элита, но, действительно, своего рода божества.

Парад на территории королевского дворца.

Внутри храма, уже другого. Примечательно, что тайцы исповедуют буддизм Хинаяны – “малой колесницы”, в то время как китайцы и вообще большая часть буддийского мира следуют учению Махаяны – “большой колесницы”. Хинаяна считается более “изначальной” (она восходит к раннему буддизму), менее адаптированной и смягчённой, по сравнению с более новым учением Махаяны.

В Хинаяне чётко выражено значение индивидуального личностного развития. Будда является образцом для подражания, идеалом совершенства. Меньше значения придаётся какой-либо организованной структуре религиозного института, Хинаяна тяготеет к простой монашеской жизни.

Внутри храма очень спокойно. Тут легко отрешиться от всех звуков и мыслей. Здесь ощущаются вибрации (не столь сильные из-за большого количества народу, впрочем) и физически чувствуется тишина.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>